18 лет назад в эти дни мы готовились отметить 70-летие «Коммунара». У именинника было хорошее настроение. Газета выходила три раза в неделю, тираж - 20 тысяч экземпляров.

Предприятия в городе работали, бизнес преуспевал, поэтому денег, зарабатываемых редакцией на рекламе, хватало на издание «К» и на развитие. В то время буквально только что образованные фирмы не стеснялись отмечать свои трехлетние и пятилетние «юбилеи», на этом фоне мы со своим 70-летним выглядели достойно. А по большому счету празднование свелось к подготовке спецвыпуска газеты, посвященной этой круглой дате.

Вспомнили, что в 30-м году пленум райкома ВКП (б) доверил редактировать только что созданную газету Ромуальду Швальбе. В который раз констатировали, что архивы не сохранили никаких подробностей об этом человеке. Известно только, что он пришел в газету из наркомата иностранных дел. До 1979 года, с которого началась эпоха Михаила Ивановича Дубранова (а по цифрам, всего лишь десятилетие) «Коммунар» возглавляли Н. Мотов, С. Изгарев, Н. Сегал, И. Базилев, А. Герасимов, Е. Власенко.

Журналисты знают, что редактор в газете - всегда голова, он отвечает за финансы, за безопасность сотрудников, за внутреннюю и внешнюю политику, формирует редакционную. Но есть в штатном расписании «единица», от которой во многом зависит лицо газеты и общий настрой в творческом коллективе. Это выпускающий редактор, или ответственный секретарь. Не секретарша руководителя, как некоторые до сих пор считают, а человек, возглавляющий штаб редакции.


Накануне 70-летия я напросилась в гости к такой опытнейшей и маститой «единице», как Александра Ивановна Смирнова. Она отработала в «Коммунаре» четверть века при четырех редакторах и на тот момент уже полтора десятка лет была на пенсии. Честно скажу, пыталась я вытянуть из Александры Ивановны что называется по максимуму. Для истории. Ведь люди уходят, а история остается.

- Завидую я нынешним «коммунаровцам», - призналась тогда Александра Ивановна. - О чем писать, решаете сами, полный простор для полета. А возможности оформления, которые вы теперь имеете, нам и не снились.

Какие требования существовали в 60-70-е годы? Первая полоса должна была состоять строго из информации, и не из каких-нибудь сомнительных, а из серьезных ТАССовских и местных материалов. Вторая - партийная, комсомольская, профсоюзная жизнь. И ничего другого нельзя было. Ну, конечно, снимок профсоюзного, комсомольского или партийного активиста - обязательно. Третья страница - корреспонденции с промышленных предприятий, статьи на темы морали, фельетоны. На четвертую, последнюю, ставили спорт, новости культуры.

Можно было покритиковать. Но не всех подряд. Партию, милицию, армию - нет, а дядю Ваню и тетю Машу можно было. Одним словом, выискивали мелкие уколы. Выпускали специальные подборки - «Метлу», «Ежа». А героями в них были домоуправ,
завскладом и т.д.

В 1959 году в редакции трудились в основном мужчины. Только в отделе культуры работала женщина - Тамара Ивановна Авдонина. «Коммунар» тогда редактировал Моисеенко Михаил Петрович. Через три года он уехал в Ростовскую область, возглавил азовскую городскую газету.

После него пришел Герасимов Анатолий Александрович - очень интеллигентный, эрудированный человек. С ним было легко и интересно работать. Он вел газету семь лет. Десять лет редакцией руководила Елена Степановна Власенко - вулкан эмоций и требований. Ее сменил Михаил Иванович Дубранов - генератор идей. Редактор тогда не занимался поиском бумаги, экономикой. Зарплата у нас была маленькая, но получали мы ее вовремя.

В 60-е годы работали в основном по ночам. Пленумы ЦК заканчивались вечером, а мы-то Москву на семь часов опережаем. На телетайп ТАССовская лента передавалась заранее, но с предупреждением - будут поправки. Их вносили в текст, набранный уже на линотипах, а потом к поправкам приходили еще поправки. Ждали новогодних поздравлений, призывов к 1 мая, 7 ноября - без этого нельзя было выходить. Я раньше десяти с работы не возвращалась, а газету в печать подписывали в 12 или в два ночи. Линотиписты типографии работали в две смены, из-за наборщиков задержек с выпуском не было.

Что еще нравилось? Субботники для нас были настоящими праздниками. Мы в те дни приходили пораньше, журналисты разбегались по предприятиям за фактурой. Кто был свободен, мыли окна в редакции, генералили. Потом все пили чай.

Из стен «Коммунара» вышла плеяда талантливых журналистов. Мы вырастили Бориса Лапузина, Валерия Теплюка, Алексея Мельникова.

… В конце разговора мы с Александрой Ивановной вспомнили тех, кто отдал газете много сил, работал в редакции долгие годы и кого в тот момент уже не было среди нас. Василий Арсентьевич Липатов, Василий Антонович Мажуга, Вера Ревокатовна Петровская, Евгения Борисовна Бабиченко, Василий Захарович Ткаченко.

И уже когда я была на пороге, А.И. Смирнова похвалила «Коммунар» 2000-го: «Мне нравится, что газета не «пожелтела», у вас есть сила воли не скатываться в крайности. Держитесь и дальше. Самое главное - творчества вам, пределов у этой штуки, как известно, нет».

Зинаида ИЗБЕНКО.

Поделитесь ...