Материал «Почему топит Уссурийск», размещенный в «Коммунаре» 24 января, вызвал большой интерес у наших читателей. На сайте газеты его просмотрели более тысячи двухсот человек, сделав публикацию лидером недели по просмотру.


Все, кто позвонил в редакцию, в общем-то, поддержали версию бывшего геодезиста Леонида Дмитриевича Поталенко, рассказавшего о главной, на его взгляд, причине наводнений в УГО. Однако, по мнению некоторых уссурийцев, существует еще несколько не менее важных факторов, провоцирующих подтопления в последние четыре года.

Житель слободы Евгений Григорьевич, разменявший, кстати, девятый десяток, сообщил, что на его памяти в период тайфунов Суйфун (нынешняя р. Раздольная) разливался всегда. Во время одного наводнения в 1957 году между станцией Партизан и с. Красный Яр образовалось море. Вода поднялась так высоко, что верхушки самых больших деревьев едва виднелись.

- Уссурийск расположен в месте слияния четырех рек: Раздольной, Славянки, Раковки и Супутинки, сейчас Комаровки, - напомнил Евгений Григорьевич. - До строительства тереховского завода железобетонных изделий на самых крупных из них осуществлялось судоходство. От Владивостока катера поднимались до парка «Зеленый остров». Представляете, какая пропускная способность была у таких глубоких рек? Тем не менее в поймах их русел никому и в голову не приходило селиться. А сейчас посмотрите, сколько строений появилось вдоль дороги, ведущей на сахпоселок. Люди отсыпали там участки, подняв их до уровня проезжей части, возвели жилые дома. Хваткие предприниматели обустроили АЗС, кафе, без раздумий отвоевав у природы несколько десятков метров. Да только это пойма реки, которая в итоге уменьшилась. Прибавьте сюда дожди, все больше напоминающие тропические ливни, заиленные, замусоренные русла, заросшие кустарником и деревьями берега… Вот вода и не успевает уходить.

Соглашусь с бывшим геодезистом Поталенко, что в районе вулкана Барановский Суйфун сильно сужается. Расширить и углубить бы в этом месте реку, подпираемую с одной стороны железнодорожной насыпью, с другой - скалой (бывшее жерло Барановского). Но можно ли ее трогать? Помню, как предприимчивое руководство тереховского завода намеревалось, обустроив транспортер, брать прямо оттуда туф для изготовления стенового камня. Однако после внезапного выброса вулканом ядовитого облака из соединений сероводорода, произошедшего в конце 70-х годов прошлого века, эта «умная» идея заглохла. Местные жители рассказывают, что над считающимся давно потухшим жерлом периодически появляется дымка. Вулкан потихоньку «пыхтит», поэтому без проведения экспертизы никаких работ там проводить нельзя.

У жителя п. Партизан Александра Григорьевича схожее мнение:

- Раньше по Суйфуну пароходы ходили, а теперь даже моторка не пройдет, винт двигателя за грунт будет цепляться. Еще 20 лет назад сима (рыба семейства лососевых) по Комаровке поднималась до Дубового Ключа. А сколько в наших реках было раков! Не зря Раковка получила свое название. Во время наводнений центральный рынок, парк и частный сектор в районе пушкинского моста частенько подтапливало. Но ведь в остальных микрорайонах города такого не было. Да и в селах режим ЧС не вводили.

У нас в Партизане некоторые новоселы вопреки здравому смыслу пожелали иметь дом с красивым видом на реку, а теперь плачут, что их каждый год топит. Наши с супругой предки перебрались сюда в 30-х годах прошлого столетия и повидали немало наводнений. Прежде чем строить собственный дом, я расспросил родных и выяснил, до какого места обычно доходит вода при подтоплениях. Их наблюдения пригодились, сколько живу в поселке, ни разу мое подворье не плавало.

Бывая на каникулах в гостях у бабушки с дедушкой, я увлекся рыбалкой, позже - охотой и всю округу изучил как свои пять пальцев. На Раздольной, от ее устья до борисовского моста, помню каждую яму и перекат. Так вот, рассказывая об установленных септиках в пойме Суйфуна, Леонид Поталенко ошибся. Это не отстойники для нечистот, а артезианские скважины, которые специально обустроили повыше, чтобы уберечь от подтоплений. При обильных осадках рукотворные насыпи действительно препятствуют сходу воды, но проблема не только в этом.

Еще в советские времена в течение десяти лет подряд в Приморье не было сильных тайфунов и наводнений. За эти годы песчаные косы на Суйфуне превратились в зеленые острова, так буйно на них разрослись кусты и деревья. Хотя раньше едва наклюнувшуюся растительность попросту смывало. Теперь подобные природные преграды тормозят движение воды. Нужно очистить бывшие косы, но без фанатизма. Если заодно прихватить и берега, то потом их будет размывать рекой.

Сегодня в очередной раз побывал на Суйфуне и убедился, что он промерз до самого дна. После возведения плотины в Китае такое случается каждую зиму. Соседи из Поднебесной накапливают воду для предстоящей посевной, весна-то не за горами, а для проращивания риса требуется много влаги. Зато к осени, когда из-за тайфунов водохранилище переполняется, наши соседи просто открывают шлюзы и сбрасывают лишнюю воду. По рассказам бабушки, раньше во время наводнений по Суйфуну частенько несло китайский скарб, скотину, сено.

Не думаю, что строительство дамбы, о которой так много говорят, поможет решить проблему.

Активисты правы, но не всё так просто

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕДСТАВИЛА СВОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

- К мнению уссурийцев власти округа всегда прислушиваются, - прокомментировал ситуацию первый заместитель главы администрации УГО Сергей Ефремов. - Поэтому сообщения Леонида Поталенко и других горожан, разобравшихся, как они считают, с причинами ежегодных наводнений, не остались без внимания. К сожалению, в момент обращения бывшего геодезиста я уезжал в командировку, но по моему распоряжению в район Барановского вулкана вместе с Леонидом Дмитриевичем выехал советник главы администрации округа по вопросам строительства Владимир Гаврилов.


Осмотрев русло р. Раздольной, он согласился с выводами общественников: в указанном месте река действительно резко сужается, препятствуя быстрому сходу обильных осадков. Прибавьте к этому заросшую деревьями и кустарником пойму. Однако участок, где река преобразуется в пресловутое «бутылочное горло», находится на территории соседнего муниципалитета, проводить там какие-либо работы мы не имеем права. После возвращения из Москвы я доложил о создавшемся положении вице-губернатору, курирующему вопросы КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) при краевой администрации. А затем вместе с новым главой Надеждинского района, избранным буквально на прошлой неделе, побывал на проблемном участке Раздольной. Наши умозаключения не остались без внимания, в рамках ЧС пойму реки пообещали почистить уже в нынешнем году.


Специалисты администрации выехали на место подтопления.

Но такими мерами проблему наводнений в городе и населенных пунктах не решить. УГО нужна система надежных защитных
сооружений - дамб, перекачивающих станций, современных водохранилищ, способных противостоять тайфунам и участившимся тропическим ливням. Мы продолжаем работать по комплексному плану, к созданию которого специалисты приступили после тайфуна «Гони». Как выяснилось еще на подготовительном этапе, часть существующих гидротехнических сооружений (ГТС) никогда не числилась на балансе администрации. Соответственно потребовалось провести ряд длительных по времени процедур с большим объемом бумажной работы по признанию их бесхозными объектами, а параллельно начать проектирование, ведь строительство невозможно вести без документации.

К сожалению, некоторые подрядчики, выигравшие аукционы и заключившие с нами контракты на эти работы, оказались банкротами. В итоге мы получили единственный полностью завершенный проект на Кугуковское водохранилище. Администрация сохранила выделенные на эти цели деньги, но была вынуждена начинать все с нуля. В общем, чтобы избавить округ от подтоплений, в течение следующих пяти-шести лет на территории УГО необходимо отремонтировать, достроить, дооснастить либо реконструировать 24 объекта, в том числе пять дамб. Стоимость всех работ составит более пяти млрд рублей. Не буду рассказывать, сколько усилий было приложено, чтобы наш округ вошел в профильную федеральную программу, ведь такими средствами даже краевой бюджет не располагает. Проект на Кугуковское водохранилище мы защитили и уже получили подписанное уведомление о выделении денежных средств на реконструкцию сооружения в размере 120 млн рублей (I этап). Их предстоит освоить в текущем году.

Второй проект - дамба ПГСХА - сейчас находится на экспертизе. 24 февраля состоится его техническая защита, в июле - финансовая, и только после повторного рассмотрения и утверждения можно будет говорить о выделении денежных средств из федерального бюджета в 2020 году. В рамках строительства этого объекта мы планируем убрать существующую, но разрушенную насосную, и вместо нее оборудовать площадку для мобильных перекачивающих станций, установив антивандальные запоры на подведенные к ней коммуникации для сброса воды. Такой вариант позволит избавиться от лишних расходов по возведению стационарного строения, его электроснабжению, будущим ремонтам оборудования, и, наконец, охране здания. Во время ЧС сюда будут транспортироваться дизельные насосные станции мощностью по 500 литров в секунду. Одна такая в УГО уже имеется, в ближайшее время планируем приобрести еще две подобные.

В рамках реализации третьего уже разыгранного проекта мы намерены соединить дамбу ПГСХА с дамбой мелькомбината, чтобы при разливе р. Комаровки частный сектор в районе Солдатского озера не подтапливало. Соответственно там будет проведена реконструкция моста, который поднимут. В перспективе мы хотим увеличить и высоту земляного полотна дороги на участке от Солдатского озера до моста через р. Раздольную. Как это сделано на участке Уссурийск - борисовский мост. И обустроить впоследствии в теле шоссе-дамбы систему шлюзов для сброса воды. Тогда во время весеннего половодья и летних тайфунов Утесное и Красный Яр не отрежет от города. Кроме того, в округе появится надежная объездная дорога, и в случае перелива Кугуковского водохранилища жители окрестных сел будут ею пользоваться.

Проект дамбы в районе Солдатского озера должен быть готов нынешним летом. Денежные средства для ее строительства, скорее всего, выделят в следующем году, на полное завершение работ уйдет около трех лет. Однако губернатор края Олег Кожемяко, понимая, что этот объект способен обеспечить безопасность десяткам уссурийских семей, принял решение в ближайшее время приступить к возведению в рамках ЧС временной насыпи из инертных материалов, которые позже используют при строительстве постоянной дамбы.

Последнее самое сложное и дорогостоящее сооружение - защитная дамба на участке от пушкинского до комсомольского моста. Аукцион на этот проект только размещен администрацией. Надеюсь, что специалисты учреждения, выигравшие конкурс, не подведут и необходимую документацию выдадут в этом году. Рассмотрев два варианта, специалисты склоняются к обустройству на берегах р. Комаровки вместо привычной насыпи бетонной стены, как это делают, к примеру, в Швейцарии. Но, учитывая перепады температур, характерные для Приморского края, к такому неоднозначному решению лично я отношусь скептически. Уверен, что эксперты просчитают все риски и примут за основу лучший вариант.

Одновременно со строительством этого объекта надо закончить часть правого крыла дамбы у парка «Зеленый остров», которая будет защищать от паводков и подтоплений жилые дома в районе центрального рынка, на ул. Вейса, Кузнечной.

Второй не менее обширный блок мероприятий, предусмотренных комплексным планом, касается системы защиты сельскохозяйственных земель округа. Мы планируем сделать все необходимое, чтобы наши аграрии не несли потери от наводнений и подтоплений.

А вот проблему расчистки русел рек нужно решать на федеральном уровне. В этом году на эти цели будет выделено около 20 млн рублей, причем на весь край. Как говорится, капля в море, учитывая, что на приведение в порядок только реки Раздольной требуется в несколько раз больше.

Отдельный вопрос - ливневая канализация. После тайфуна «Нору», когда из-за тропических осадков Уссурийск буквально утонул, стало понятно, что проблема больше не терпит отлагательств. Для начала была разработана схема будущих работ. После тщательного обследования эксперты разбили город на шесть районов, определив в каждом места установки локальных очистных сооружений, куда в будущем будут сбрасываться сточные воды. Аукцион на проектирование ливневки в четвертом микрорайоне - Западном - только размещен. В третьем - Доброполье - будет разыгран в следующем году. На очереди район 5 км и Северный. Теперь все зависит от наличия денежных средств.

Ущерб, причиненный тремя наводнениями

В ходе действия тайфуна «ГОНИ» 26-27 августа 2015 года на территории Уссурийского городского округа в зоне наводнения оказалось 24 населенных пункта, 518 домов, социально-значимые объекты «Детский сад № 7», школа села Пуциловка, зоопарк в зоне отдыха парк «Зеленый остров».

Выплаты за ущерб от стихии были направлены 2506 пострадавшим на общую сумму почти 106 млн рублей.
В зоне подтопления находились 7120,8 гектара сельскохозяйственных угодий. Компенсации получило 91 сельскохозяйственное предприятие на общую сумму 60 млн рублей.

В 2016 году компенсация за ущерб от тайфуна «Лайонрок», который прошел 29-31 августа, в Уссурийском городском округе для населения составила 1,7 млн рублей.

Пострадали 112 домохозяйств, из них 59 - у жителей города, 44 - у жителей сел.

Понесли ущерб от тайфуна 52 сельскохозяйственных предприятия. Всего в зону подтопления, по предварительным данным, попало 3030,3 гектара земель.

В 2017 году паводком, вызванным дождями 7 августа, был причинен значительный ущерб. Сумма компенсаций составила 115 млн 820 тыс. рублей, пострадали 3222 человека, из них 2353 в городе и 869 в селе.

Предварительный ущерб сельскому хозяйству - пострадало 70 КФХ и ЛПХ, подтоплено 1736,6 гектара сельхозугодий на 118,8 млн рублей.

Поделитесь ...