Их имена, хочется верить, знают и помнят ныне сотни жителей нашего города и края. Старший, Степан Федорович, - талантливый художник-реалист, вписавший в отечественное художественное искусство свои яркие страницы. Младший, Владимир Федорович, - известный композитор, автор «Песни о Приморье», чьи первые звуки на протяжении двух десятилетий звучали в качестве музыкальной заставки на Приморском телевидении и радио.

Заслуженный художник РФ Степан Федорович Арефин.

Степан: светлая и радостная палитра

Он родился 19 декабря 1922 года в селе Боголюбовка Михайловского района в небогатой семье переселенцев из Черниговщины. Отец его был ремесленником, мать - домохозяйкой. Жили Арефины бедно, но дружно.

В 1930 году семья переехала в Уссурийск, где школьник стал посещать художественный кружок городского Дома пионеров. Он настолько полюбил рисовать, что без карандашей и красок уже не представлял свою взрослую жизнь. По окончании 8-го класса средней школы начал работать в уссурийском Доме Красной армии - сначала учеником художника, а потом художником.

С началом войны, в 1941 году, Степан рвался на фронт, однако был призван на действительную службу в Хабаровск, в студию военных художников Дома офицеров Красной армии. Арефин постоянно участвовал в городских выставках, и успешно. Так, в 1944 году его этюд «Белая сирень», исполненный тепло и лирично, с хорошим знанием натуры, прямо с выставки приобрел Дальневосточный художественный музей. Ну а затем 22-летний студент был назначен начальником студии военных художников Хабаровского Дома офицеров.

В августе 1945-го Степан стал участником войны с Японией - был начальником агитбригады, а в свободное время писал портреты, пейзажи, делал жанровые зарисовки китайского быта. После победы в составе группы сотрудников Хабаровского Дома офицеров отправился в Южно-Сахалинск, а двумя годами позже вернулся в Уссурийск. В городе в 50-е годы, считаясь уже ведущим живописцем, создал творческую группу уссурийских художников и художественную мастерскую. Картины Арефина экспонировались на выставках в Москве и сделали их автора одним из популярнейших живописцев Приморского края. В его творческом активе той поры - многочисленные дипломы Министерства культуры РСФСР за картины и серии пейзажей. Был он художником высокого класса, талантливым живописцем, старейшиной художников театра Приморского края, мудрым, самостоятельным, неконфликтным человеком, добрым и жизнелюбивым. Такой же светлой и радостной была его палитра.

В 1963-м он, ставший уже членом Союза художников России, начал работать сначала художником, потом главным художником уссурийского драматического театра. Причем театральная жизнь Степана Федоровича начиналась весьма неожиданно и для него самого: его как-то попросили оформить спектакль в театре - любопытства ради он согласился. И - загорелся новым делом: храм Мельпомены увлек его на долгие годы! В театре его любили и почитали. За то, что все знал про каждый штрих в декорации и про каждый гвоздь. За то, что штудировал пьесы, изучая эпохи, нравы и костюмы, вживаясь в чужое время, в чужие судьбы и характеры. Девять долгих и насыщенным творчеством лет отдал он уссурийскому драмтеатру, а в 1972-м, уже будучи признанным художником-декоратором и живописцем, получил приглашение работать художником-постановщиком краевого драмтеатра имени Горького во Владивостоке, а затем - и главным художником краевого Театра юных зрителей.

Степан Федорович так говорил о борьбе двух своих главных привязанностей - живописи и театра: «Эта сладкая каторга - театр, никак не могу расстаться с ним». Хоть времени для занятий любимой живописью уже не оставалось, он продолжал творить в новой ипостаси: с 1964 года участвовал во всех всесоюзных выставках и фестивалях театрально-декорационного искусства, а за годы работы в театрах Уссурийска и Владивостока оформил более 150 спектаклей! Регулярно ему приходилось создавать новые «картины» - но уже величиной со сцену. И при этом не забывать, что труд художника-постановщика неблагодарен: спектакль прекратил свою жизнь - и навсегда разобраны декорации. Не случайно жизненным девизом мастера стала его любимая фраза: «Перестать творить - значит перестать жить».

На рубеже столетий художник, волею судьбы ставший мэтром прикладного художественно-декорационного искусства, ушел от больших живописных полотен, а главенствующее место в его творчестве занял жанр натюрморта. Новые картины, прорисованные с фотографической точностью, до сих пор радуют нас яркими красками, живыми оттенками и лаконичной простотой изображения объектов. Все емко и осмысленно - ничего лишнего. Бесспорно, эти художественные мини-шедевры могут украсить коллекцию любого, самого взыскательного ценителя высокого искусства - и не только в России, но и за рубежом.


С. Арефин. Натюрморт «Ломти арбуза». Холст, масло.

Искусствоведы и зрители видели в его натюрмортах не просто мини-картины, а именно ту подлинную и осязаемую силу реалистической живописи, которая производит почти гипнотическое воздействие: ну как можно написать дольки арбуза, чтоб слюнки от аппетита потекли? Однако Степан Федорович, по воспоминаниям современников, нередко наряду с гордостью испытывал и сомнение в своих силах: может ли он творить лучше? Хватает ли ему мастерства? И это непременное свойство натуры настоящего художника, который идет к истине своим тернистым путем…

Важно отметить, что слава его не стала, как это нередко бывает с творческими людьми, посмертной. В 1997 году «за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие театрального искусства Приморья» он получил почетные грамоты полпреда президента РФ в Приморском крае и администрации Приморского края, а в 1999-м - звание «Заслуженный художник России».

Степан Федорович прожил долгую жизнь и скончался в Уссурийске в 2006 году. Может быть, перед смертью он вспоминал, как еще мальчишкой мчался через весь Уссурийск в магазин за красками? Мы не можем этого знать, но знаем точно: сделав свой выбор раз в жизни, он остался ему верным навсегда.

Владимир: музыка, оборванная внезапно

Младший брат Степана Федоровича появился на свет в 1925 году. Идя по стопам старшего брата, с детства также решил заниматься творчеством - но музыкальным. Окончил кафедру струнных инструментов Дальневосточного педагогического института искусств, работал в симфоническом оркестре Приморского радиокомитета, в Приморском краевом драматическом театре имени Горького. В 1960 году входил в только что организованную во Владивостоке секцию композиторов и поэтов, увы, через два года прекратившую свое существование. А начиная с 1964 года занимал должность заведующего отделением струнно-смычковых инструментов во Владивостокском музыкальном училище. Помимо этого, вел занятия по камерному оркестру.

Невольно оставаясь в тени куда большего признания общественностью таланта старшего брата, Владимир тем не менее запомнился жителям края как автор музыки к бывшим в свое время популярным песням «Брат Ленинграда и Одессы» на стихи Кузнецова, «Подруга чернобровая» на стихи Измайловского, «Моряцкая песня», «Город на Тихом океане», «Что такое любовь», «Как хорошо вдвоем» и другим. Много песен он создал в творческом союзе с Константином Калмыковым - дирижером военного оркестра, а среди фундаментальных произведений композитора - «Торжественная увертюра» и музыка к балету «Хиросима». Его произведения публиковались в сборниках, изданных в Приморье: «Родине, партии - слава!» (1961 год), «Песни приморских композиторов» (1968 год), в краевой печати.

Несомненно, талантливого композитора могла ждать не менее счастливая творческая судьба, однако жизнь распорядилась иначе: в 1969 году на взлете своей творческой карьеры в возрасте 43 лет он погиб в результате несчастного случая…

Результаты творческой деятельности уссурийского композитора ныне, увы, никого не интересуют. Балет «Хиросима» так ни разу не был поставлен (интересно, сохранилась ли его партитура вообще?), «Торжественная увертюра» также, судя по всему, ни разу нигде не прозвучала (по крайней мере, данных об этом событии автору этих строк найти так и не удалось). Что касается песен, бывших в свое время популярными, то лишь немногие из них ныне можно послушать в Интернете.

Интересно, были ли у уссурийских активистов, творческой элиты или руководства округа идеи увековечить память прославленных братьев-земляков? Если нет, то это печально. Ведь именно так и приходит забвение.

Геннадий Обухов.
Фотоиллюстрации с сайта artvladivostok.ru.

Поделитесь ...