Особенную премьеру в жанре вербатим готовит драматический театр Восточного военного округа к закрытию 81-го театрального сезона. Работа над спектаклем заставила весь творческий коллектив переосмыслить свое мировосприятие. Артисты и режиссер надеются, что пьеса «Особые люди» потрясет и зрителей.


Сэр Исаак Ньютон, Амадей Моцарт, Чарльз Дарвин, Мария Кюри, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Григорий Перельман. Этот список знаменитостей можно продолжать бесконечно. Все они прославились в разных областях науки и искусства, но всех их объединяла одна особенность - аутизм.

Пьеса «Особые люди» стала своего рода протестом против нравственной глухоты и равнодушия социума, общества и государства, против глубокого невежества и жестокости по отношению к особости и необычности мышления человека.

«Это спектакль о тех людях, которых мы не замечаем. Или видим их, но стараемся отгородиться. У нас возникает ложное понимание того, что же такое аутизм. Аутизм - это не болезнь. Единственная страна, где так принято считать, - Россия. И об этом тоже говорится в пьесе. К своему стыду, я считал точно так же», - рассказал главный режиссер театра ВВО Алексей Похресный.

Он признался, что когда брался за постановку, то уже знал - пьеса написана по письмам, интервью и дневникам реальных людей. Но в разговоре с автором всплыла интересная деталь. Часть сюжетной линии спектакля воссоздает подлинную историю семейной жизни известного актера из театра Голомазова. И в ней нет ни одного выдуманного слова.

«Нас всех долго терзали сомнения, надо ли браться за этот материал. Пьеса тяжелая, она бьет по человеческому самолюбованию. Но я понимаю, что если хотя бы один зритель будет выходить со спектакля с другим мировоззрением, то театр свою миссию выполнил», - поделился Алексей Похресный.

В процессе погружения в материал режиссера консультировала руководитель уссурийского центра «Лада» нейропсихолог Елена Толика, которая занимается с детьми-аутистами. С ней и с родителями особых детей, работая над ролью, общались артисты театра. Эти встречи помогли спектаклю стать еще более острым и реалистичным.

- С каждой репетиции я выходил с комом в горле. Еще тяжелее пришлось артистам, занятым в спектакле. В нем нет главных ролей. Каждая на вес золота, - признался Алексей Похресный. - Но нельзя мир менять ласково. Только через такие вот острые вещи можно достучаться к зрителю и что-то ему доказать.

Как выяснилось, глубокое погружение в психологию стало не единственной отличительной чертой постановки. С хореографом Екатериной Тимофеевой артистам пришлось освоить балетную пластику. По режиссерскому замыслу часть сюжета реализована через фрагменты «Щелкунчика».

К слову, чуть позже в театре заговорили о мистическом совпадении. Оказалось, что именно этот балет в реальной жизни стал ключевым моментом в жизни прототипа одной из героинь. После просмотра «Щелкунчика» она впервые заговорила с родителями.

«Этот спектакль не только об аутистах. Он о нас всех, об аутизме общества. О тех, кто, защищая себя, сознательно закрывается от особых людей. О тех, кто живет с этим, родителях и социальных работниках, и их взаимодействии с миром», - поделился своим мнением артист театра ВВО Сергей Денежкин.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Если в 1966 году расстройства аутистического спектра выявлялись у одного ребенка из 2,5 тысячи детей, то в 2012 - у одного из 88, в 2014 - у одного из 68, в 2017 - уже у одного из 50.

Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. Каждый год их становится на 11-17% больше.

По статистике:

  • у мальчиков аутизм появляется в четыре раза чаще, чем у девочек;
  • уровень интеллектуального развития при аутизме может быть различным - от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства;
  • только 15% людей с расстройством аутистического спектра не могут стать самостоятельными и нуждаются в сопровождении всю свою жизнь.

Поделитесь ...