Печать

Шел 1991 год, время перемен во всех областях жизни нашей страны. Реформы коснулись и огромной отечественной киноотрасли.

003

Кремлевский Дворец съездов, в котором в 1991 году проходил съезд.

В 1990 году на смену Госкино СССР была образована ассоциация кинематографистов СССР, АСКИН. В январе 1991-го состоялся второй съезд организации. Более 4 тысяч участников из 15 рес-публик собрались в Кремлевском Дворце съездов. Я присутствовал там в составе делегации от Приморья, представлял киноустановку № 33 из с. Корсаковка Уссурийского района.

Кино - в массы

К 1991 году страна была полностью кинофицирована. Все села и деревни, все городские районы располагали своими киноустановками или регулярно обслуживались кинопередвижками. И эта огромная киносеть стала объектом реформирования.

В Корсаковке в Доме культуры, открытом в 1981 году, работала киноустановка, оборудованная новым проекционным комплексом с кинопроекторами «Ксенон-3», обеспечивающая качественное изображение на широком экране площадью до 50 кв. м.
Киноустановка считалась одной из лучших сельских в Приморском крае, более того, о ней знали в руководстве Госкино СССР, а опыт работы распространялся с помощью публикаций в отраслевых журналах и отдельной брошюрой в серии «Кино. Реклама. Сельский зритель» (6+). Вот почему краевая кинодирекция включила в состав приморской делегации на съезд АСКИН киномеханика из Корсаковки со стажем работы более 20 лет.

004

Разместили нас в одном из корпусов гостиничного комплекса в Измайлово - пять 30-этажных высоток, расположенных в форме звезды. Делегатам было оплачено трехразовое питание в гостиничной столовой. Сам съезд продолжался два дня, 23 и 24 января. В остальные дни мы знакомились с Москвой. Посещали разные культурные объекты, отстояв очередь на Красной площади, побывали в Мавзолее и в Александровском саду у могилы Неизвестного солдата, видели смену его почетного караула. Прошли вдоль Кремлевской стены…

В тот период в стране проводился обмен денег - со среды, 23-го, по пятницу, 25 января, старые денежные купюры меняли на новые до 1000 рублей по месту проживания. Взбудораженное население оккупировало сберкассы и почтовые отделения. Мы, приморцы, оказавшиеся в столице, находились в сложной ситуации. Но руководители делегации договорились с одним из московских отделений связи. После нескольких часов стояния в очереди мы вернулись в гостиницу. У меня было всего 400 рублей, так что я помог другим обменять еще 600.

Культурные дебаты

Открыл съезд Исмаил Сулейманович Таги-Заде, председатель Совета АСКИН. Большинству делегатов было известно, что он - бывший детдомовец, работал киномехаником, затем инженером-техноруком в районной кинопрокатной организации в Москве. Ныне - советский бизнесмен, который хочет быть богатым не ради денег, а ради развития дела кино.

Присутствующие не стеснялись говорить в его адрес, что он решил захватить в свои руки весь кинопрокат с целью наживы. Он отвечал, что хочет сделать киноустановки доходными не за счет зрителей, а за счет нормальной экономической деятельности. Многие кинотеатры уже перешли на такую работу: организуют продажу горячего кофе, пирожков и т.д. Вместо отчетного доклада состоялись дискуссионные выступления. Обсуждались проблемы в киновидеопрокате и намечались пути успешного их решения.

Режиссер Г. Полока пытался примирить дискутирующие стороны. Актер и режиссер Леонид Филатов говорил о трудностях в проведении киносъемок. Актер Михаил Глузский высказал свое мнение о происходящих в кинопроизводстве процессах. Актер и режиссер Ролан Быков поддержал АСКИН и говорил, что для хорошего детского кино нужны большие деньги, а за 400 000 рублей можно снять только «штаны».

В дебатах определились четыре основных участника, чьи интересы столкнулись, - АСКИН, Госкино, авторы фильмов и прокатчики, директора кинотеатров. Ситуация сложилась такая: АСКИН - есть деньги, но нет власти, Госкино - есть власть, но нет денег, творцы - за свободу творчества без запретов, прокатчики - за свободу экономическую, коммерческую. Многие ораторы выступали против порнографии и насилия на экране.

Таги-Заде озвучил некоторые данные о расходах. Организация съезда обошлась АСКИН в 3,5 млн рублей. В том числе аренда Дворца съездов - 500 тыс. рублей, билеты для делегатов в оба конца, проживание их в гостинице (14 руб. в сутки), питание (30 руб. в сутки), два обеда и два ужина в Кремлевском дворце и прочее.

Отвечая на вопрос, как быть с проблемами сельской киносети, председатель АСКИН сказал: «Не ждите, что Таги-Заде пришлет вам инструкцию на каждый случай жизни. Есть устав АСКИН, есть законы об аренде, о госпредприятиях и т.д. Берите в аренду, добивайтесь от местных советов снятия налогов, устанавливайте сами экономичный режим, экономичные расходы и хозяйствуйте, набирайте силы».

Председатель считал, что для лучшей деятельности Ассоциации нужны большие права и возможности. Их может дать государственный статус. Для этого следует внести поправки в устав АСКИН. И съезд принял эти поправки. Съезд также одобрил идею о создании независимого профсоюза работников кинематографии и поручил оргкомитету подготовить учредительный съезд профсоюза.

Ряд предложений президиума вошел в обращение к президенту СССР. Также было принято решение с предложениями ряда мер по регулированию важнейших вопросов деятельности киноотрасли и с призывом ко всем работникам кино «объединить усилия во имя главной задачи - дальнейшего развития и совершенствования многонационального отечественного киноискусства». С этим напутствием делегаты разъехались по всей стране.

На местах

Вернувшись в Уссурийск, я на ближайшем совещании киноработников отчитался перед коллегами и, как сумел, постарался рассказать, какие перемены ждут нас в дальнейшей работе. К тому времени ситуация в нашей отрасли по всей стране была неблагополучная. Аудитория уменьшилась примерно на 44% - явно упал интерес к отечественным картинам.

О причинах такого положения много говорилось на съезде. Например, министр культуры Белорусской ССР Е. Войтович считал, что провозглашенная на V съезде кинематографистов свобода творчества обернулась вседозволенностью и безнаказанностью. Популярный актер и режиссер Л. Филатов жаловался на «оккупацию» проката плохим зарубежным кино, ибо на хорошие фильмы не хватает денег. Сельский киномеханик А. Чубенко из Черниговской области, киномеханик Н. Яцков из Могилевской области, директор районной киносети из Костромской области Л. Скрынникова горячо призывали не допустить развала сельской киносети, позаботиться о тех, от кого ждут хлеба, мяса, молока. Негативные явления в отрасли тревожили и прокатчиков. Они отмечали «низкое качество и устрашающую тематическую направленность» выпускаемых фильмов, «чернуху» и «порнуху», калечащую души детей и юношества.

Корсаковской киноустановки № 33 все эти явления коснулись в полной мере. Постоянное присутствие на экране подобных фильмов привело в конце концов к тому, что люди постепенно перестали ходить в кино, выручка упала. Сельская киносеть была ликвидирована, и киномеханики остались без работы. Правда, комплексы аппаратуры передали в личную собственность киномехаников в расчете на возможное использование в частном кинопоказе.

В Корсаковке при участии главы сельской администрации несколько месяцев в 1998 году киноустановка пыталась проводить частные кинопоказы, для чего регулярно на транспорте сельсовета завозились из еще существовавшей тогда объединенной фильмобазы киноленты. Но, к сожалению, новыми фильмами база не располагала, а могла предложить лишь ленты изношенные, 2-й и 3-й категорий проката, да и те не пользовались популярностью у зрителей.

В итоге на сеансы к нам приходили лишь единичные зрители, и мизерная выручка от кинопоказа не покрывала даже расходов на горючее для доставки фильмов из Уссурийска. Киноустановка закрылась, техника была законсервирована, а аппаратная запечатана. Через некоторое время до аппаратуры добрались вандалы, изуродовали проекторы и разгромили все, что подвернулось под руку.

Так закончилась для Корсаковки эпоха кинофикации. Длился стационарный показ кино в селе с 1959-го по 1998-й
годы, около сорока лет. И видимо, будущего у сельского клубного кинопоказа пока что не просматривается.

Леонид ГАЛАЮДА,
сборник «Лики времени», выпуск 7 (6+).

Поделитесь ...