Печать

Звонки в редакцию бывают разные. В том числе и срочные. «Добавьте мое объявление в газету! - требует читатель в трубку. - Номер ведь еще не напечатали? Так сбегайте в типографию на Тимирязева и скажите, пусть поставят!»

А ведь типография в Уссурийске не работает уже 12 лет, а «Коммунар» там не печатается с середины 90-х.
15 сентября «Коммунар» отмечает свой день рождения. А значит, самое время вспомнить об истории уссурийской типографии № 3, коллектив которой много лет трудился в тесной связке с редакцией.

060

Директор типографии № 3 Михаил Николаевич Бобровский.

«Книжное дело»

Как и о многих других предприятиях, о полиграфическом производстве практически не осталось сведений ни в городском архиве, ни в Интернете. Зато они сохранились в газетных подшивках разных лет и в памяти технологов, редакторов, журналистов.

Но даже ветераны печатного дела не смогли точно сказать, когда типография начала работу в здании на ул. Тимирязева, 67. Сходились во мнении, что еще до 1917 года. Зато доподлинно известно, что именно там в 1930 году был напечатан стартовый номер нашей газеты. В редакции сохранился «Коммунар» № 18 первого года издания, выпущенный типографией акционерного общества «Книжное дело» города Никольск-Уссурийского. В то время пленум райкома ВКП(б) доверил редактировать только что созданную газету Ромуальду Швальбе.

Оборудование, стоявшее в цехах «Книжного дела», совсем не походило на современные технологичные машины.Процесс печати был очень сложным и трудоемким. Тексты в газету собирали вручную из строк, которые отливали на наборной машине - линотипе. Затем заметки распределяли на газетной странице. Как пазл. Иногда журналисты срочно дописывали или сокращали тексты, чтобы уместить тот или иной материал на газетной полосе.

Годы расцвета

В 1956 году в типографии появились новые машины. О том, как жило производство, «Коммунару» в 2010 году рассказывала Галина Васильевна Кириллова, отдавшая этому предприятию 43 года, из них 27 - главным технологом:

«Работа в 60-70-е шла по старинке. На линотипе отливали строчки, набирали заголовки, верстали. Использовали свинцовые пластины, едкую краску, а производство считалось очень вредным - наборщики и верстальщики уходили на пенсию в 50 лет.

В лучшие времена в типографии № 3 трудилось до 60 человек, и дело находилось всем. Предприятия города и края заказывали до 50 тысяч экземпляров бланочной продукции. Шкафы забивались заявками доверху, и многим подолгу приходилось ждать выполнения заказа. Кроме бланков и книг учета, печатали цветные этикетки для бутылок с лимонадом, обертки для мороженого и т.д. Среди заказчиков были воинские части, органы юстиции края.

Коллектив жил дружно - сообща выезжали на море, отмечали праздники. И даже обязательные поездки в Новогеоргиевку, где за типографией были закреплены уходящие за горизонт ряды с посадками овощей, не были в тягость.

В 70-80-х годах предприятие переживало свой расцвет. В то время его директором был
Михаил Николаевич Бобровский. Он выстроил по собственному проекту новое кирпичное здание, которое примыкало к старинным историческим стенам. Типография занимала обширную огороженную территорию в самом сердце старого города и славилась своими полиграфистами. Николай Уколов считался лучшим наборщиком в крае. Наборщица Зильвия Петрик была награждена орденом «Знак Почета» и путевкой на ВДНХ. Лучшими печатниками стали Николай Савченко, Иван Репа, Михаил Цимбал. Люди работали на предприятии десятилетиями: у печатницы В. Бондарь было почти пятьдесят лет стажа. По 30 лет трудились наборщица Н. Пикуль и печатник-ротационер В. Верещак».

061

Метранпаж газеты «Коммунар» Анна Волкова.

Работа ночи напролет

Отдельной строкой в деятельности предприятия было сотрудничество с «Коммунаром», тираж которого в то время достигал 30 тысяч экземпляров. Работать приходилось даже в ночные смены.

Как рассказывала Александра Смирнова, опытнейший выпускающий редактор, трудившаяся в газете четверть века, в 60-70-е годы к оформлению газеты предъявлялись самые жесткие требования. Первая страница, или, на газетном языке, полоса, должна была состоять строго из серьезных ТАССовских или местных материалов. Вторая рассказывала о партийной, комсомольской, профсоюзной жизни с обязательным снимком партийного активиста. Третья отдавалась под корреспонденцию с промышленных предприятий, статьи на темы морали, фельетоны. На четвертой размещали спорт и новости культуры.

Работа шла в основном по ночам. Пленумы ЦК заканчивались вечером, а в Уссурийске в это время было на семь часов больше. ТАСС заранее передавал ленту на телетайп. Но предупреждал - будут правки. Их вносили в уже набранный на линотипах текст, иногда по несколько раз. Редакторам и работникам типографии приходилось ждать новогодних поздравлений, призывов к 1 мая, 7 ноября. В печать газету подписывали и в 12, и в два часа ночи. Линотиписты типографии набирали тексты в две смены, а если праздничный номер был двухцветным, на него уходило еще больше времени.

Журналисты писали статьи от руки и отдавали печатать машинисткам. Все старались «подсунуть» свой текст Вере Ревокатовне Петровской, очень грамотной и опытной машинистке, набиравшей чисто и быстро. Выпускающий редактор макетировал полосу и отправлял в типографию. Затем за машинописный текст брался линотипист, создавая его по строчке, причем в зеркальном варианте. Необходимо было тщательно все проверять - не дай бог, останется ошибка или фото в спешке поставят вверх ногами!

Каждый корреспондент редакции по очереди дежурил в типографии, работая «свежей головой» и вычитывая напоследок газету до последней запятой. Это была очень нервная и ответственная работа. Иногда дежурные отправлялись домой только в 3-4 часа ночи, проходя пешком через спящий город. А утром свежий номер разъезжался по киоскам и почтовым ящикам.

Новая реальность

О тайнах и секретах выпуска газеты нам рассказала Зинаида Ивановна Избенко, главный редактор «Коммунара» на протяжении 27 лет.

Устаревшее оборудование типографии уже не справлялось с требованиями времени. В начале 90-х печать газеты стала совсем неудовлетворительной. Вместо снимков на страницах зачастую выходило черно-серое пятно, где сложно было что-то разобрать, и герои публикаций массово отказывались фотографироваться для материалов. До сих пор в редакции помнят случай, когда по ошибке вместо фотографии известного в стране человека был напечатан снимок испытания новой стиральной машины, и ни один читатель этого не увидел.

Стало понятно, что газете пора идти дальше, переходить на более качественный офсет. В 1995 году «Коммунар» впервые напечатал номер в издательстве «Дальпресс».

Чтобы организовать печать в другом городе, коллективу пришлось полностью перекроить работу с налаженных рельсов на современную компьютерную верстку. Переход оказался совсем непростым.

«В редакции в то время стояли печатные машинки, и компьютеризацию нам всем пришлось осваивать с нуля, - рассказывает Зинаида Ивановна. - Мы тогда принтер в глаза не видели, не могли его от ксерокса отличить, а тут была нужна компьютерная верстка. Мы с выпускающим редактором Анной Ивановной Селяниной отправились в столицу Приморья, к редактору газеты «Владивосток» Валерию Бакшину. Когда-то я была его студенткой, поэтому решила попросить о помощи, так как не представляла, что нам необходимо купить, как действовать, и научиться этому было негде.

Валерий Викторович пригласил к себе специалиста, который и помог составить список необходимого оборудования. Первый комплект техники для революционного перехода на новые рельсы работы редакции мы закупали во Владивостоке. Затем по счастливой случайности удалось найти специалиста, который одним из первых в крае начинал верстать газетные полосы на компьютере. Это Сергей Заворотный. Он был у нас и системным администратором, и системотехником-сетевиком, и оператором компьютерной верстки. Сергей установил компьютеры, нашел нужные программы, показывал всем, как набирать и сохранять тексты.

Первые номера давались тяжело: сидели до глубокой ночи, верстальщик засыпал на диване в редакции. В 90-е идти пешком на Междуречье в темноте было небезопасно. Компьютер давался не всем: терялись тексты, было много нервов и слез.

Готовый номер скидывали на дискету, и курьер вез ее во Владивосток. Если содержимое оказывалось нечитаемым, не запускалось, приходилось ездить и по два раза. Отпечатанная газета тиражом 25-30 тысяч экземпляров доставлялась в наш город по железной дороге экспедицией. Но вскоре цена на эту услугу взлетела настолько, что денег, которые редакция в течение двух-трех месяцев могла потратить на доставку, вполне хватило бы на покупку японского автомобиля. После этого мы стали возить газету из печати на своей машине».

062

Газетная машина ПОГ 60, работавшая в типографии в 2000-х годах.

«Нам нужна техника!»

«Коммунар» печатался во Владивостоке, но местная типография продолжала работать. Ей как воздух была необходима модернизация, потому что выпускаемая продукция больше не соответствовала требованиям времени.

Игорь Егоров был директором предприятия в 2003-2010-е годы, когда полиграфическая промышленность Уссурийска шла к закату.

«В то время мы подчинялись краю, - поделился Игорь Евгеньевич. - Меня рекомендовали на должность директора, и я согласился. Основная задача, которую тогда поставили, - объединить типографии в Артеме, Михайловке, Дальнегорске, Дальнереченске под нашим началом. Дело оказалось очень сложным. Михайловское отделение накопило огромные долги, и мы полностью их оплатили, чтобы завершить объединение.

В цехах стояли морально и технически устаревшие машины. Работать приходилось старым, непродуктивным способом, который требовал взаимодействия с реактивами. Все печатали на единственном резографе. Более современного офсета ни у кого не было. Цветная печать, которая в то время требовалась практически везде, тоже была недоступна.

Чтобы развиваться, необходимо было модернизировать производство, закупать дорогостоящее оборудование. Мы, в отличие от частных предприятий, не могли взять кредит, а край нам совсем не помогал. Все финансовые вопросы приходилось решать только с разрешения краевых властей. В итоге, обладая большим количеством площадей, мы даже не могли сдать их в аренду и купить на эти деньги машины. Хотя налоги платили исправно.

Затем я узнал, что в Находке без дела стоит неработающая газетная машина ПОГ 60 производства г. Рыбинск. Обратился в край, убедил, что смогу ее запустить, перевез в Уссурийск. И нам удалось ее отремонтировать. В итоге в Уссурийске печатали 11 районных газет - из Лесозаводска, Михайловки, Дальнереченска, Лучегорска, Славянки, Пограничного…

Тиражи в то время измерялись тысячами. На газеты отводилось три дня в неделю - вторник, четверг и пятница. Даже на старом оборудовании у нас ни разу не случалось такого, что какой-то номер не вышел вовремя. Бывало, аппарат ломался в процессе печати и приходилось спешно вызывать мастеров-наладчиков. Лучшие специалисты работали в то время на Уссурийском локомотиворемонтном заводе. Именно они умудрялись раз за разом вдохнуть жизнь в старое железо. Но ничего не бывает вечным, и однажды машина остановилась навсегда. От газет пришлось отказаться.

Оставалось делать то, что было нам доступно, - самая простая печать, переплетные работы. Наступали на пятки цифровизация и Интернет, печатной продукции становилось все меньше, яркие рекламные листовки оказалось проще изготавливать в Китае. В типографию вкладываться никто не хотел. В нашем маленьком городе затраты на новое оборудование все равно никогда бы не окупились. Проще было улучшить логистические пути и делать заказы в крупных издательствах в других городах.

В 2010 году совершенно неожиданно поступило предложение о присоединении от «Приморских краевых аптек». Судя по всему, эту организацию привлекло то, что у типографий было множество площадей в разных городах. Она обещала модернизировать производство, использовать свои средства и наши площади на общие цели. Ситуация мне не нравилась, и в 2010 году, когда закончился рабочий контракт, я решил его не продлевать».

Закат эпохи

Не прошло и года после ухода Игоря Егорова, как типография закрылась. Модернизацию никто так и не провел, а еще чуть позже директор «Приморских краевых аптек» оказался под судом за махинации с лекарствами и растрату выделенных бюджетных средств. Предприятие стало банкротом, а опустевшая уссурийская типография - зданием-призраком в самом центре города.

В 2015 году оно было пристанищем для агрессивных бомжей и сатанистов. Журналист, который попытался туда проникнуть, обнаружил пентаграммы на загаженном полу, а после его и вовсе выставили ночующие там бездомные.

Сейчас, к счастью, ситуация изменилась. В зданиях, где раньше шумели печатные машины, разместились магазины - спортивный, музыкальный, студия танца и школа юных блогеров, стоматология и шоурумы. Бывшие гаражи во дворе пущены под торговые точки и мелкий бизнес. В итоге по прошествии многих лет здание на Тимирязева, 67, снова востребовано. Но время, когда здесь пахло типографской краской, ушло. Похоже, безвозвратно.

Оксана СЕЗИК.
Фото из архива «К».

Поделитесь ...