Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Уссурийское общество краеведов им. В.К. Арсеньева посвятило одно из заседаний К.Г. Абрамову, ученому-зоологу, заведующему Уссурийским заповедником с 1945 по 1959 гг.

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Константина Георгиевича. Каким человеком он был?

023

На охоте. К. Абрамов сидит справа.

Константин Георгиевич Абрамов - советский зоолог, путешественник, натуралист-охотовед. При его непосредственном участии были организованы Сихотэ-Алинский и Лазовский заповедники. Первый директор Сихотэ-Алинского заповедника.

Юношеский максимализм

К.Г. Абрамов родился 19 декабря 1883 года в г. Богородске (ныне Ногинск Московской области). Отец Георгий Федорович имел в аренде шелкокрасильную фабрику, перерабатывал шелк-сырец.

С детских лет Костя любил уединяться в саду, проявляя интерес ко всему, что находил в таинственных зарослях. Получив в подарок ружье в 14 лет, стал выезжать на лесную дачу своего деда во Владимирскую губернию, где бродил с местным лесником, который учил юношу законам природы, рассказывал о жизни диких зверей, их повадках и следах.

По выбору отца юноша поступает в комиссаровское техническое училище в Москве. Окончив, работает слесарем на механическом котельном заводе Мюллера-Фугельзонда. Через некоторое время становится преподавателем ремесленного училища.

События 9 января 1905 года так глубоко потрясли молодого человека, что он решил посвятить себя борьбе за справедливое свободное общество. Уехав в Баку, с головой окунается в подпольную революционную деятельность, которая сводилась в основном к пропаганде марксистской идеологии через статьи в большевистских газетах.

В сентябре 1905 г. его арестовывают и высылают в г. Карс (ныне на территории Турции). В тюрьме он знакомится со многими видными революционерами, в том числе с Иосифом Джугашвили (Сталиным), Андреем Вышинским, Серго Орджоникидзе. После освобождения снова активно участвует в движении, пишет статьи антиправительственной направленности, за что опять получает наказание.

Его арестовывали восемь раз. В 1909 г. выслали на три года в Усть-Усольск Зырянского края (ныне Сыктывкар, Республика Коми). В ссылке Константин бродит с ружьем по северным лесам. Занимается самообразованием, пишет статьи в журналы «Охотничий вестник», «Природа и охота». По возвращении издает свою первую книгу «В Зырянском краю». И с этого периода полностью порывает с революционной деятельностью.

Дальние края

Приехав в Москву, Константин поступает практикантом в Московскую поверочную палату мер и весов. Пройдя подготовку и успешно сдав экзамен, получает должность инспектора-поверителя. Профессия кормит, но мечта о дальних лесных краях не покидает его, он хочет попасть на Дальний Восток, увидеть легендарную уссурийскую тайгу.

Мечта сбылась не скоро. Началась Первая мировая война. Абрамова призвали в армию и зачислили в состав 1-го Кавказского военно-дорожного отряда в чине прапорщика.

После революции 1917 г. Константин Георгиевич вступил в ряды Красной армии. Служил в Ярославском окружном военно-инженерном управлении, затем в Харькове, Одессе. По окончании Гражданской войны вернулся в Москву в поверочную палату мер и весов.

В 1923 г. Абрамова командируют в Читу для организации на востоке страны поверочной лаборатории. Там он знакомится с очаровательной девушкой Музой Валентиновной Токмаковой, и там же сбывается мечта: его направляют во Владивосток для создания поверочного учреждения.

При первой же возможности Константин Георгиевич отправляется в тайгу и видит ее ободранной, разграбленной, истощенной. Во Владивостоке становится членом охотничьего общества, посещает лекции местного отделения Русского географического общества, где знакомится с В.К. Арсеньевым и учеными-естествоиспытателями.

В 1927 г. в возрасте 44 лет Константин Георгиевич наконец переходит на работу в охотобщество «Промысловик». Его назначают руководителем экспедиции по изучению пятнистого оленя. В тот же период в стране и крае разрабатываются проекты по созданию сети заказников и опытно-показательных зверовых питомников.

В экспедиции Абрамов обследует личные оленеводческие хозяйства на юге Приморья. Изучает миграцию диких оленей, их численность, способы охоты и приходит к выводу о катастрофическом убывании животного, истребляемого из-за драгоценных пантов. Он готовит документы с предложениями по охране оленя и добивается их исполнения: краевыми властями принимаются решения создать Южно-Уссурийский заказник в районе Судзухе (Киевка) и рядом организовать два оленеводческих совхоза, а также охотничье промысловое хозяйство.

Следующая экспедиция Абрамова вместе с зоологом М.И. Преображенским в 1930-1931 гг. проходила в Ольгинском районе и была направлена на поиск и выделение границ будущего заповедника с территорией, менее пострадавшей от человека и сохранившей богатое биоразнообразие.

Осенью 1931 г. в одном из оленьих питомников он встретил писателя Михаила Пришвина, приехавшего в Приморье по заданию газеты «Известия». В дальневосточном дневнике писателя несколько раз упоминается имя Константина Георгиевича.
Последующие экспедиции (1932, 1933, 1934 гг.) с участием Абрамова проходили с целью оценки популяции промыслового соболя. Ученый делает заключение, что животное нуждается в охранных мероприятиях и в пополнении численности за счет искусственного внедрения соболя из других районов в нашу тайгу.

Защитник природы

Сихотэ-Алинский заповедник юридически открылся 10 февраля 1935 г. с филиалом Судзухинским (ныне Лазовский им. Каплана). Это был один из самых больших заповедников с площадью 1 млн га. Первым директором был назначен К.Г. Абрамов.

Одна из главных задач - организация надежной охраны. Многие местные жители враждебно к этому относились, ведь они привыкли кормиться с тайги. Частые нарушения регистрировались и среди руководителей колхозов, охотартелей, военных. Браконьерство процветало, а Абрамов действовал решительно, жестко. В 1937 г. из Москвы прислали «своего» директора, и Константин Георгиевич не смог найти с ним общий язык.

Абрамов приезжает в главное управление по заповедникам, где выступает с критикой по многим вопросам заповедного дела. Ему предлагают место директора Алтайского заповедника, но Абрамов отказывается. Опять едет на Дальний Восток, теперь в
Хабаровский край.

В конце 1944 г. ученого приглашают в Супутинский (Уссурийский) заповедник. Возглавив его, Константин Георгиевич неуклонно следует законам охраняемой территории. Недовольное начальство три раза снимало его с должности и вновь назначало. В 1948 г. он переводится в Зоологический сектор базы Академии наук научным сотрудником по темам биологии копытных и биологии соболя. Вскоре база получает статус Дальневосточного филиала АН СССР, и темы Абрамова закрывают.

В 1951 г. московские коллеги пишут письмо президенту АН СССР академику А.Н. Несмеянову с просьбой обратить внимание на профессиональные знания К.Г. Абрамова по биологии соболя. И ученого вновь принимают на работу в Зоологический сектор ДВ АН СССР.

В последние годы жизни Абрамов участвует в нескольких соболиных экспедициях. Параллельно изучает популяцию амурского тигра. Выявив факт малочисленности хищника, обращается к властям с предложением принять меры о запрете отстрела редкого животного. После простуды ученый теряет зрение, последние научные статьи диктует сыну.

Константина Георгиевича не стало 3 декабря 1961 г. По его прижизненной просьбе похоронен на территории Уссурийского заповедника, в местах, которым посвятил жизнь, беззаветно сохраняя богатства уссурийской тайги. Его именем в Лазовском заповеднике назван ключ, правый приток реки Проселочной. В 2006 г. Сихотэ-Алинскому государственному биосферному заповеднику присвоили имя К.Г. Абрамова.

Валентина БАТЮШЕВА,
член общества краеведов им. В.К. Арсеньева.

Поделитесь ...