Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Уссурийский казак во многом обеспечил путешественнику Арсеньеву успех его экспедиций.


В 1900 году из Владивостока в Никольск-Уссурийский на службу прибыл казак Уссурийского казачьего войска Алексей Фотиевич Мурзин. Служил себе потихонечку, гонял хунхузов, пока не встретился с известным краеведом и путешественником Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым.

Идеальный кандидат

Владимир Клавдиевич, подыскивая будущих участников экспедиции, наводил справки, прислушивался к рекомендациям. И уссурийский казак Мурзин подошел Арсеньеву идеально. Во-первых, он отлично ориентировался в обстановке вокруг Никольска-Уссурийского и знал, где могут скрываться банды хунхузов, как будут действовать в горно-лесистой местности, какое имеют вооружение, куда прячут боезапасы, награбленное имущество и продовольствие. Во-вторых, Мурзин находился в блестящей физической форме, что представлялось крайне важным для продолжительного путешествия в условиях тайги. Выросший в трудолюбивой крестьянской семье, Алексей был прилежным хлеборобом и страстным охотником. Он отличался ростом и крепостью, умел рыбачить и знал тайгу, плавал и нырял как рыба. Ну и, кроме того, по натуре был человеком неунывающим и общительным, смекалистым и мастеровым, способным починить любую вещь - от очков до самовара. В общем, идеальный выбор.


На биваке. Экспедиция Арсеньева по Южно-Уссурийскому краю. 1906 г.

Мурзин сопровождал путешественника в двух его экспедициях с 1902 по 1907 годы и делил с ним все тяготы походной жизни в суровых таежных условиях. Они бродили и в горах Сихотэ-Алиня, и на побережье Японского моря. Бывало, у Арсеньева возникала необходимость исследовать окружающую действительность неполным, так сказать, составом. И когда Владимир Клавдиевич отрывался от основного состава экспедиции, всегда брал с собой Мурзина.

Так, однажды ученый отправился исследовать реку Арзамасовку вместе с ним и еще двумя казаками. Оставив спутников на биваке, Арсеньев и Мурзин ушли на охоту (в разные стороны), но к вечеру ученый заблудился, да еще пошел дождь. У Владимира Клавдиевича не оказалось спичек, и он не мог разжечь костер, поэтому делать вынужденный привал представлялось бессмысленным. Продираясь в темноте по бурелому, он несколько раз падал, ушиб колено, пока верный пес Леший не вывел хозяина на тропу. Уже совершенно обессилевший, он заметил за деревьями огонек. Арсеньев подошел к костру, но возле него никого не оказалось. Собака выбежала к костру и, подскочив к одному из деревьев, дружески завиляла хвостом. Оказалось, что за дерево спрятался Мурзин, услышав осторожные шаги в лесу. Он тоже заблудился, но оказался предусмотрительней своего начальника - захватил спички. Приключение закончилось благополучно, и охотники ночевали на мягком пихтаче у костра, под высокой елью.

Были и другие случаи. Например, когда экспедиция находилась в долине реки Фудзин, обнаружилось, что лошади, измученные таежным гнусом и долгими переходами, сильно похудели и устали. Владимир Клавдиевич решил переправить часть груза по реке на лодке, купленной у местных жителей. «Как только лодка вышла на середину реки, один из пассажиров потерял равновесие и упал, - вспоминал Владимир Клавдиевич. - Лодка тотчас же перевернулась. Стрелки умели плавать и без труда добрались до берега, но ружья, топоры, запасные подковы, пила и ковочный инструмент утонули. Лодку скоро задержали, но впопыхах потеряли место, где произошло крушение. В команде нашлись два человека: Мурзин и Мелян, которые умели нырять. До самых сумерек они ныряли, бродили по воде, щупали шестами, закидывали веревки с крючьями, но все было напрасно».

В повести «По Уссурийскому краю» Арсеньев очень любопытно поведал о том, как Мурзин за пчелами охотился. Однажды, когда отряд находился на биваке и казаки пили чай, кто-то решил свежего медку к церемонии раздобыть. Тут же, недалеко от костра, выставили чашку с остатками меда. И, как пишет автор, «…на биваке немедленно появились пчелы: одна, другая, третья... Одни пчелы улетали, а другие торопились вернуться и вновь набрать меду. Разыскать мед взялся казак Мурзин. Заметив направление, в котором летали пчелы, он встал в ту сторону лицом, держа в руках чашку с медом. Через минуту появилась пчела. Когда она полетела назад, казак стал следить за ней... Потом прилетела другая. Стрелок медленно, но верно в течение более часа продвигался к пчелиной борти и все-таки обнаружил ее. Да, завидное терпение было у Алексея Мурзина!».

Владимир Клавдиевич в своих мемуарах называл казака ласково - «борода» и «бородач Мурзин». Он по достоинству отблагодарил его за верную службу: по его представлению Мурзин получил Георгиевский крест и знак «Отличный стрелок». Кроме того, подарил швейцарские карманные серебряные часы и двухметровый плюшевый ковер с изображением уссурийского тигра и сделал Мурзина одним из героев своей самой знаменитой повести «По Уссурийскому краю». А для самого Мурзина участие в двух экспедициях Арсеньева стало одной из ярчайших страниц его биографии, о которых он вспоминал всю свою жизнь…

Казака не забыли

В 1908 году Алексей Фотиевич вернулся на малую родину, в Зауралье, и вместе с женой поселился на окраине г. Шадринска. Устроился работать легковым извозчиком. По воспоминаниям современников, сочувственно встретил Октябрьскую революцию и даже принимал участие в коммунистических субботниках. Мурзин никогда не болел, однако зимой 1926 года неожиданно простудился. Болезнь развивалась стремительно, и через три дня, 31 января 1926 года, он скончался - на 53-м году жизни.


На церемонии открытия памятника Мурзину. Село Коврига Шадринского района Курганской области, 18 сентября 2013 г.

Имя уссурийского казака-первопроходца не забыто. На родине героя, в селе Коврига, при поддержке Зауральского отделения Русского географического общества Мурзину открыли памятник. Это радостное событие произошло 18 сентября 2013 года. А в сквере возле камня высадили несколько саженцев клена и ореха маньчжурского - как символы малой родины и Приморского края.

Геннадий Обухов.

Фотоиллюстрации с сайтов ziranov.ru, popgun.ru, auction-imperia.ru, i.оиак.рф.
При подготовке материала использованы электронная публикация «Казак Мурзин» О.И. Федоровой; электронный сборник «Приисетье в пространстве и времени» группы авторов; книга «По Уссурийскому краю» В.К. Арсеньева.

«Я считаю своим долгом принести благодарность тем лицам, которые так или иначе способствовали моим начинаниям в деле исследования Уссурийского края. Среди морских офицеров я нашел доброжелателей и друзей...
Большую часть своего успеха я отношу к примерной самоотверженности и честной службе солдат и казаков, бывших со мной в путешествиях...

Несмотря на лишения, эти скромные труженики терпеливо несли тяготу походной жизни, и я ни разу не слышал от них ни единой жалобы. Многие из них погибли в войну 1914-1917 гг.

Если бы не отвага и мужество стрелков и казаков, которые мне помогали, никогда бы мне не одолеть уссурийских лесов, не совершить путешествий и не написать книг».

Из книги В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю».

Поделитесь ...