Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Недалеко от центра города, в одном из переулков, есть неприметное частное подворье - небольшой дом, постройки, огородик. Оно почти не отличается от многих подобных, вот только из-за забора там постоянно слышится собачий лай. Его владелица приютила у себя 70 дворняг, 40 голубей и восемь котеек.


В недалеком прошлом учитель высшей категории, а ныне пенсионер Лилия Петровна перешагнула 70-летний рубеж своей жизни. Государство ей ежемесячно платит пенсию в размере 17,5 тысячи рублей, еще одну тысячу сверху приплачивают за инвалидность. На эти деньги она содержит дом, кормит и лечит всех своих питомцев, строит для них вольеры и пытается выжить сама.

Почти все из этой разношерстной компании были найдены хозяйкой на улице в плачевном состоянии. Многих приходилось выхаживать, спасая от неминуемой гибели.

- Всех их когда-то предали люди, выбросили на улицу. Но у каждого из них есть душа, в которой по-прежнему сохраняются доброта и преданность человеку. Я не могу спокойно пройти мимо животного, которое страдает, обречено на скитания и скорую смерть от болезни. Они все теперь моя семья, - рассказывает Лилия Петровна.

Каждого четвероногого друга она не только знает по кличке. Про любого из них может рассказать буквально все: в каком возрасте к ней попал, чем болел и как его лечили, какие лакомства предпочитает, с кем дружит, а кого и потрепать может при случайной встрече. Говорит, что у них, как и у людей, характеры разные. Одни ласковые и нежные, другие агрессивные задиры.

Лохматая братия живет не только в доме и во дворе. Прошедшим летом хозяйка сумела скопить немного денег и провела серьезную реконструкцию вольеров. Внутри небольших загончиков знакомые построили двухэтажные кабины, чтобы собаки не мерзли зимой. Ей помогли забетонировать дорожки и полы открытых площадок, и теперь убирать за питомцами отходы их жизнедеятельности стало гораздо удобнее и легче.

Сложнее всего - добыть пропитание для такой оравы. Лилия Петровна старается разнообразить рацион своей «семьи». Крупы, рыба, курица, мясные обрезки и кости - всему находится применение. Сухой корм приобретается про запас, на черный день. Что-то она закупает с пенсии. Что-то привозят добрые люди и отдают по скромной цене, но случается это не так уж и часто. При этом «просрочку» в котле своих любимцев хозяйка категорически не приемлет и отказывается брать даже даром. Если же удается договориться с транспортом и сэкономить на доставке продуктов, радуется, как ребенок.

Интересуюсь, чем женщина питается сама. Говорит, что в еде неприхотлива. Летом большим подспорьем становится огород. Зимой - тяжелее. Иногда скромными продуктовыми наборами ее поддерживают знакомые и бывшие ученики. Единственное, в чем она не в силах себе отказать, - традиционный утренний кофе из молотых зерен. Здесь это особый ритуал. Вокруг хозяйского стола рассаживается элита - псы-ветераны, прожившие в доме не один год. Если на завтрак готовятся бутерброды, то каждому из них перепадает угощение.

День Лилии Петровны начинается с рассветом. С утра нужно обойти всю ватагу, с каждым поговорить, задать корм, убрать вольеры. Затем позавтракать самой и отправить любимцев на прогулку. Обитателей вольеров она выпускает в огород, разделенный на две части. Мальчики в своей половине, девочки - в своей.

Стерилизованных животных в доме крайне мало. Хозяйка признается, что одно время возила собак в клинику на кастрацию. Но однажды после неудачной операции едва сумела выходить одного из любимцев. После этого решила практиковать раздельное содержание сук и кобелей.

Но все же время от времени щенки в доме появляются. Бывает и так, что соседи подкидывают новорожденных прямо ей под калитку. Пока собачата маленькие и еще могут вызвать у людей умиление, хозяйка пытается их пристроить в добрые руки или отдает за символическую плату. Коммерсант из нее, прямо скажу, никудышный, хотя в хвостатой компании встречаются довольно симпатичные экземпляры полукровок, мало чем отличающиеся от своих породистых родителей.

Единственное место, где пенсионерка может отдохнуть от забот, - небольшая деревянная пристройка к дому размером три на три метра, которую она сама гордо именует мансардой. Собакам вход туда категорически запрещен.Там хранятся милые сердцу женщины вещицы, среди которых она в покое может провести несколько десятков минут, а то и целый час.

А отдых посреди дня ей жизненно необходим. Мало того что возраст с каждым днем напоминает о себе, так еще и одолевают хвори. Ежедневно она принимается за хлопоты со своим беспокойным хозяйством, превозмогая сильные боли. А ведь на уход за домом и двором требуется немало сил.

Встать на ноги каждый раз заставляет мысль, что ее любимцы без нее не обойдутся. О том, что случится с ними, если вдруг она когда-нибудь не сможет подняться, женщина запрещает себе даже думать.

Она просит не называть ее адрес, опасаясь, что кто-то может навредить ее хвостатой и пернатой семье. Говорит, достаточно и того, что ее контакты есть в редакции. О материальной помощи от сограждан даже не помышляет, но признается, что не прочь найти помощников для ухода за четвероногими. Впрочем, по глазам пенсионерки видно - она обрадуется любой поддержке.

Уже прощаясь с хозяйкой, заметил - возле калитки, не обращая внимания на собачий лай, отирались окрестные коты. Выяснилось, что она подкармливает и этих страждущих, хотя многие из них явно домашние, холеные и сравнительно упитанные. Но регулярно в одно и то же время они собираются возле калитки, потому что знают - здесь для них никогда не пожалеют немного еды и ласкового слова.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Поделитесь ...