Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Почти месяц назад редакция «Коммунара» предложила читателям задать вопросы на религиозные темы и переадресовала их в приход уссурийского храма Покрова Пресвятой Богородицы. Вопросов оказалось довольно много. Ответы для читателей «Коммунара» подготовили настоятель храма протоиерей Сергий Якутов, благочинный храма иерей Павел Моисеев, диакон Максим Довбенко и помощник настоятеля Кирилл Елфимов.


- Сколько храмов в Уссурийске и его окрестностях?


Протоиерей Сергий Якутов:

- Сейчас в городском округе пять действующих храмов. Четыре из них в Уссурийске и еще один в селе Борисовка. В стадии строительства находятся еще четыре - в селах Яконовка и Боголюбовка, в районе дислокации 83-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады и на территории ИК-41 ГУФСИН России по ПК.

Помимо этого, в селе Линевичи находится Рождество-Богородицкий женский монастырь, в котором также проходят богослужения и храмы которого открыты для желающих помолиться. Однако храмы монастыря живут по своему расписанию.

- Планируется ли когда-нибудь постройка церкви в районе сахпоселка? Есть ли возможность в каждом микрорайоне Уссурийска поставить хотя бы маленькую часовенку, чтобы людям не приходилось далеко ездить в храм?


Кирилл Елфимов:

- Вопрос о строительстве храма в микрорайоне Южном открыт уже очень давно. Однако существует целый ряд проблем, которые нужно решать на предварительном этапе. Первая и основная - отсутствие земельного участка для строительства. Буквально в начале этого года мы получили известие о том, что, возможно, земельный участок все-таки будет выделен.

Если же говорить о возможностях строительства в прочих микрорайонах, то, к сожалению, их немного. Возведение храма всегда упирается в три сложных вопроса. Один из них - выделение земли под застройку. Второй касается финансов. На современном этапе даже небольшая часовня под ключ обходится очень дорого, порядка 10 млн рублей.

Но самое главное, прежде чем где-то появится храм, там должна образоваться община верующих людей.

- В прошлом году удалось посетить Санкт-Петербург. Там новые церкви становятся духовно-просветительскими центрами того микрорайона, в которых их возвели: библиотеки, кружки, встречи, клубы, выставки, организация экскурсий, лектории... Все это привлекает новых прихожан. А что происходит в храмах нашего города?


Диакон Максим Довбенко:

- Может быть, масштаб нашей деятельности и отличается от Северной столицы. Но мы, по возможности, проводим встречи, беседы, выставки и лектории. К сожалению, не всегда это удается организовать на территории храмов.

Конечно, ощущается нехватка специалистов, способных привлечь самые разные категории населения, в том числе и людей невоцерковленных. Поэтому стараемся принимать участие в общеепархиальных мероприятиях, таких как Андреевский городок, Пасхальный фестиваль, различные ярмарки, ежегодная рождественская митрополичья елка.

В приходах ведется социальная работа. Мы собираем одежду и медикаменты для бездомных, регулярно организовываем для них горячее питание. Поэтому всех желающих принять участие в этой деятельности ждем с нетерпением и благодарностью.

- Можно ли поставить прямо перед входом в Покровский храм информационный стенд, на котором написать правила поведения в храме для недавно воцерковленных людей. Там же было бы хорошо информировать о службах, которые будут на неделе, церковных праздниках, размещать информацию о воскресной школе, о просветительской работе. Что-то похожее есть возле церковной лавки, но знакомые говорят, что информацию там не читают - неудобно, а то и вовсе не видят.

Кирилл Елфимов:

- Спасибо за предложение! Мы продумаем варианты размещения данного стенда.

- Есть ли в нашем Покровском храме дореволюционные метрические книги?


Иерей Павел Моисеев:

- К сожалению, нет. Метрические книги, скорее всего, были уничтожены в годы гонений на церковь.

- У нас есть в Уссурийске чудотворные иконы?

Диакон Максим Довбенко:

- Нужно помнить, что каждая икона может оказаться для человека чудотворной. Главное - это состояние сердца молящегося. Он должен понимать, что икона - это проводник к первообразу.

Мы обращаемся не к доске с краской, а к личности, которая пред нами изображена. И если сердце человеческое готово на путь восхождения от греха к праведности, то моление пред любым образом не окажется безрезультатным. Если же дело только в искании чудес, дабы потешить свое любопытство, то не стоит ждать результата даже от самых чудотворных икон не только города Уссурийска, но и всего мира.

Из особо почитаемых икон в Уссурийске можно выделить икону Божией Матери «Казанская», которая находится в правом крыле Покровского храма. На данный момент она украшена пожертвованиями, поднесенными Богородице в благодарность за помощь, которую она оказала тому или иному молящемуся.

- Сколько в городе было храмов до революции? Сколько священников? Какова их дальнейшая судьба?

- В разные этапы истории Уссурийска разнилось и количество храмов города. Нам доподлинно известно о пяти, действовавших непосредственно перед революцией. Это были Никольский собор (на его месте ныне Штаб 5-й Краснознаменной общевойсковой армии), Покровский храм (существует и поныне), Никольский храм по линии железнодорожного ведомства (находился недалеко от современного храма преподобного Серафима Саровского), кладбищенский храм Преображения Господня (точное его местоположение неизвестно), одна часовня и храм-вагон, курсировавший по железнодорожным путям.

Здесь не учтены войсковые храмы, точное количество которых мы не знаем. Можем лишь предполагать наличие еще как минимум пяти.

Количество священнослужителей перед революцией указать сложно. Предположительно около десяти человек, возможно, больше. Судьба их по большей части неизвестна. Точно знаем об убитом у нас в городе по приговору тройки НКВД в 1937 году протоиерее Михаиле Кессельмане - последнем настоятеле Покровского храма перед его закрытием.

Вопрос о количестве духовенства города и об истории православия на нашей земле очень интересен, он требует дальнейшего
изучения. Но, к сожалению, дореволюционный епархиальный архив сейчас не принадлежит Епархии, работа в нем невозможна.

- Планируется ли построить в Уссурийске собор? Например, такой, как был до революции?

Протоиерей Сергий Якутов:

- На данном историческом этапе это, к сожалению, невозможно. Но мы бы очень хотели.

- Церковный устав Типикон, который определяет основные правила богослужений и постов, - это монашеский устав. Не слишком ли он строг для обычных прихожан?

Иерей Павел Моисеев:

- Известный литургист, профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович писал, что Типикон не только нормативный устав, но еще и идеал, к которому должно стремиться фактическое богослужение православного храма.

Приходы, где опускаются или сокращаются уставные богослужения, хиреют как-то и оскудевают. Там же, где к этому идеалу - к Типикону - пытаются стремиться прихожане во главе со священником в своем богослужении, наблюдается подъем и процветание.

- Службы в храмах порой длятся по несколько часов. Для людей больных или пожилых это тяжело. Почему церковь не может сократить время богослужений?

Иерей Павел Моисеев:

- Богослужение создавалось или прямо Богом (к примеру, Евхаристия), или Отцами церкви под благодатным водительством Святого Духа. Все его элементы гармонично и естественно сочетаются, способствуя нам идти по пути спасения. Можем ли мы самочинно, и особенно по лени или нерадению, разорвать эту гармонию божественную?

Можно ли представить, что кандидат в чемпионы мира, к примеру, по прыжкам в высоту, прекратит упорные тренировки и скажет: «Да ладно, пожалуй, я буду тренироваться по тридцать-сорок минут в день, этого достаточно». Сможет ли он завоевать золотую медаль? Конечно, нет.

Точно так же и в духовной жизни. Здесь тоже нужно «тренировать» свою духовную «мышцу» - свое сердце, свою душу и тело в том числе, чтобы возыметь спасительный навык молитвы. Вспомним евангельский стих, где Спаситель говорит о бесах: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Евангелие от Матфея, 17:21). И в этом смысле православное богослужение - это битва.

- Почему в наших храмах нет стульев или кресел для прихожан? Возможно ли участвовать в богослужениях сидя, а вставать лишь в особо торжественные моменты?

Протоиерей Сергий Якутов:

- У нас есть потребность уважать и почитать старших. Поэтому при виде человека, который старше нас, мы относимся к нему с почтением и встаем. Тем более мы должны почитать Бога, который является нашим Творцом. Мы пришли в церковь предстать пред ним, попросить прощения в своих грехах, поблагодарить за дарование нам жизни и в знак всего этого приносим этот маленький подвиг - стоим на службе.

Если по немощи человек все же не может стоять на богослужении, то лучше молиться сидя, чем вообще не молиться. Для таких случаев в каждом храме предусмотрены лавочки или стулья. Во время богослужения существуют особые моменты, когда устав предписывает молящимся сидеть. Но чтобы знать эти моменты, человеку нужно регулярно посещать храм. Тогда с течением времени он станет отлично понимать, в какой момент богослужения можно и посидеть, если устал, а когда этого делать не стоит.

- Почему в церкви службы идут не на современном русском языке?

Иерей Павел Моисеев:

- Церковнославянский (старославянский) язык - не китайский. Выучить его так, чтобы можно было читать церковную литературу, - вполне по силам любому.

Отказываться от церковнославянского языка - обрекать себя и других на отказ от тысячелетней русской культуры и литературы. Памятники древнерусской литературы древнейшего периода фактически написаны на старославянском языке и большей частью посвящены церковной тематике. Через овладение и понимание церковнославянского языка можно лучше понять язык древнерусский, а заодно и современный.

Уже ради выработки сознательного отношения к родному языку стоит отдать время и силы для изучения старославянского. Читать Библию на церковнославянском языке никто не заставляет, доступен и синодальный перевод, и несколько других, а все остальное в церковной службе не представляет такой уж великой сложности.

Да и что там священнослужитель непонятного говорит? Проповедь воскресная по-русски произносится. Тому, кто считает себя христианином, все равно нужно изучить Святое Писание и тексты церковных служб, причем вдумчиво. Все равно придется посвятить этому время и силы. Так можно и поднапрячься чуть поболее, выяснить значения тех немногих слов, которые непонятны.

Христианин должен участвовать в службе, она предполагает исполнение некоторых церковных гимнов хором всех находящихся в храме. Значит, наизусть нужно знать и текст, и мелодию. Случайно вошедший в храм этого сделать не сможет. На службы нужно ходить постоянно, а если не получается, то работать над их пониманием дома.

- Будут ли возводиться храмы на пограничных рубежах? В селе Полтавка, что в Октябрьском районе, у дороги здание клуба стоит. Его архитектурный облик говорит, что это бывшее здание храма. Если его восстановить, то тысячи путешественников нашей веры, направляясь за границу, будут с молитвой проезжать и Родину-мать величать, а веры басурманской с той стороны будут ехать и знать, что Христова земля у них впереди. И тогда от страха спрячут они злые мысли свои.

Протоиерей Сергий Якутов:

- Храм нужен для того, чтобы люди в нем молились. Это его первое и основное назначение. Строить храм там, где в него никто ходить не будет - неправильно.

Для, так скажем, охранных функций обычно используются поклонные кресты, к которым можно совершать крестные ходы и у которых могут совершаться богослужения. Самое главное, это молитва, искреннее обращение человека к Богу.

Фото из архива храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Поделитесь ...