Когда хочется воды, кажется, так просто: открыл кран, и из него полилась чистая серебряная струя. Но в каждой ее капле - труд сотрудников МУП «Уссурийск-Водоканал», который начинается на Раковском гидроузле.

Посторонним В.

Попасть на водохранилище, снабжающее Уссурийск питьевой водой, постороннему человеку невозможно. Но для корреспондента «К» сделали исключение.

Вместе с начальником участка Павлом Медведем по ухабистой грунтовой дороге мы пробираемся к главному источнику питьевой воды для нашего города. Подъезжаем к запретной зоне - и будто попадаем в другой мир: аккуратно подстриженный кустарник, чистая, заасфальтированная территория. Ворота на замке, да еще и шипы на земле лежат, чтобы никто не пробрался на охраняемый объект.

Когда стоишь на плотине, кажется, что зеркало воды тянется до самого горизонта. Сотрудники «Водоканала» сдержанно говорят: «Конечно, это не Братская ГЭС, но для Уссурийска Раковского водохранилища более чем достаточно. Даже если не выпадет ни капли дождя, нынешних запасов воды хватит как минимум на два года. А если бы чаша была заполнена под завязку, продержались бы и все три года».

Об этом объекте лучше всего расскажут цифры. Длина плотины на водохранилище 605 метров, высота - 27,3 метра. Несколько лет назад ее нарастили на шесть метров, чтобы можно было больше аккумулировать воды. И теперь в чаше «Раковки» вмещается 42 млн кубометров.

Мастер Раковского гидроузла Станислав Арабаджиев показывает корреспонденту «К»: «Посмотрите, это аварийный водосброс. Если выпадает слишком много осадков, вода переливается через него и уходит в речку Раковку. Каждый раз после очередного наводнения по городу ползут слухи - дескать, на водохранилище открыли шлюзы, спустили воду. На самом деле у нас и шлюзов-то нет, проектом не предусмотрены. Вода сбрасывается автоматически».

Но даже во время августовского наводнения переполнения водохранилища не было, оно, наоборот, удержало воду. В день интенсивных ливней уровень воды в чаше не поднялся ни на сантиметр. Большая вода пришла позже, через три дня, из верховий Раковки и Глуховки.

В день, когда на водохранилище побывала автор материала, уровень воды держался на отметке 98,28 метра. Уходить через водосброс она начинает на 100-метровой отметке.

- Неужели водохранилище такое глубокое? - удивляюсь я. Оказывается, отчет идет по так называемой балтийской системе, от уровня Балтийского моря. Реальная глубина нашего водохранилища - 22 метра.

Очищается водоем естественным путем. Здесь живут моллюски, много рыбы, экосистема обеспечивает хорошее качество воды. Но пить ее, конечно, нельзя, сначала надо поработать над ней как следует.

Вода отличная!

Комплекс очистных сооружений расположен в 16,5 км от Раковского водохранилища. Мне его показывает инженер-технолог Илья Лутченко. О том, как очищается вода, он может говорить часами и с большим энтузиазмом. Такие познавательные экскурсии, кстати, довольно часто проводят для студентов ПГСХА и школьников.

- Насосная станция первого подъема Раковского водохранилища перекачивает сюда воду, в среднем 45 тысяч кубометров в сутки. А максимальная производительность - до 65 тысяч кубометров, - объясняет Илья. - Поток воды проходит через пять сетчатых барабанов. В этих фильтрах задерживаются листики, веточки, песок, происходит первая, грубая очистка.

Затем добавляют коагулянт, чтобы осветлить воду, сделать ее прозрачной. Он соединяет все примеси в хлопья, которые выпадают в осадок.

На этом работа не заканчивается. Вода хоть и выглядит вполне чистой, но бактерии в ней чувствуют себя прекрасно. Гарантированно убить микробов можно с помощью хлора, лучше этого наука еще ничего не придумала.

Все остальные способы обеззараживания хороши, если воду вы выпьете прямо сейчас. Но чтобы доставить ее потребителям, необходимо перекачивать по трубам на большое расстояние. В таких случаях только хлор способен предотвратить вторичное заражение.

- Наше предприятие применяет технологию хлораммонизации, - рассказывает Илья Лутченко. - Сульфат аммония добавляют, чтобы он связал хлор, не дал ему испариться из воды. При этом меньше расход реагента, соответственно, мы экономим средства. А для здоровья потребителей эта технология абсолютно безвредна.

Кстати, она используется далеко не во всех российских городах. Специалисты из Омска, побывавшие на наших очистных, удивлялись, как сильно можно уменьшить расход хлора. В их городе обеззараживающий реагент приходится добавлять в воду все время, пока она идет к потребителям.

Хлор в чистом виде уссурийский «Водоканал» не закупает, его вырабатывают в электролизной из обычной поваренной соли.

Это гораздо безопаснее, чем хранить баллоны с концентрированным хлором. Расход его зависит от сезона, больше хлорировать приходится летом и в начале осени. В сентябре, например, для производства хлора использовали 7,8 тонны соли.

Прежде чем попасть в городскую систему, вода проходит через фильтры на станции осветления, где окончательно очищается. А затем накапливается в подземном резервуаре, в нем содержится запас для нашего города примерно на полдня.

Из него насосы неустанно качают воду в Уссурийск. Все они управляются с одного пульта. А информация о состоянии городской системы водоснабжения в режиме реального времени поступает в главную диспетчерскую предприятия и к диспетчеру на очистных сооружениях.

На компьютерных мониторах видны малейшие изменения потребления воды и работы оборудования. Вот и сейчас кривая расхода воды пошла вверх, надо увеличить ее подачу в город.

А тем временем в производственно-аналитической лаборатории специалисты колдуют над пробирками, проверяют качество воды.

- Ну как водичка? - спрашиваю лаборанта Петра Шкрабова.

- Отличная, - улыбается он. - Мы все здесь пьем воду прямо из крана, без кипячения. И потому прекрасно себя чувствуем.

Ольга ЛИМАНОВА.
Фото автора.

Поделитесь ...