В сентябре исполнилось 20 лет с момента появления в Уссурийске государственной службы, известной сейчас под названием Росреестр. За прошедшие годы она несколько раз реорганизовывалась, меняла вывески, но основная функция - государственная регистрация прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости и сделки с ними - была и до сих пор остается неизменной.


О том, как все начиналось, рассказывает ее первый руководитель Нина Николаевна Власова.

- Возглавить филиал № 12 учреждения юстиции Минюста РФ (именно так когда-то назывался нынешний отдел Управления Росреестра по Приморскому краю в г. Уссурийске) мне предложил Владимир Павлович Ведерников, который был тогда мэром нашего города. А меня знал еще по партийной работе и, конечно, как юриста предприятия «Уссурийский бальзам».

Хорошо помню наш разговор и слова Владимира Павловича: «Если ты не согласишься, больше никто не справится».

- Неужели ожидалось много сложностей?

- Да. Филиалы открывались тяжело. В те времена регистрацией прав занимались органы муниципального БТИ, а тут предстояло создать с ноля совершенно новую структуру. А, как известно, начинать новое дело всегда нелегко. Во-первых, были жесткие требования и контроль: и руководители, и регистраторы, прежде чем занять должность, проходили учебу и аттестацию. Во-вторых, наши назначения подписывал министр юстиции Юрий Чайка.

- Почему же вы решились на такой шаг?

- Наверное, потому, что человек рисковый, все новое мне и сейчас интересно, а уж тогда… Тем более и федеральное законодательство хорошо знала. На «Уссурийском бальзаме» у Юрия Алексеевича Емца прошла отличную школу: вся приватизация была на мне, занималась оформлением объектов недвижимости, магазинов. То есть с отдельными моментами, которые могли помочь в новом виде деятельности, уже соприкасалась. Да и перспективы открывались заманчивые… В общем, захотелось сменить рутину на что-то новое, живое.

- Получилось?

- Еще как! Наш филиал обслуживал не только город Уссурийск и Уссурийский район, требовалось присоединить Октябрьский и Пограничный районы. В первом я сразу нашла взаимопонимание с администрацией. С руководителем второго, у которого сложился стереотип «нотариус - главный», оказалось трудней. В сознании граждан и тех, кто так или иначе был связан с оформлением недвижимости, никак не укладывалась мысль о регистраторах, которые станут проводить экспертизу документов.

Кроме того, новой службе нужно было где-то размещаться. К моменту открытия филиала свободных муниципальных помещений не оказалось. Выручил Юрий Алексеевич Емец, позволив нам безвозмездно занять комнаты на первом этаже 16-этажки на ул. Ленина, 120.

- Но сейчас отдел Росреестра располагается на ул. Октябрьской, 58.

- Да, туда мы переехали год спустя и постепенно заняли три этажа. Это позволило создать комфортные условия для заявителей, а также разместить ежедневно пополняемый архив дел правоустанавливающих документов.

- Сколько человек работало в филиале?

- Начинали работать вчетвером: я - руководитель отдела, государственный регистратор Владимир Александрович Саполович и два специалиста приема и выдачи документов - Татьяна Владимировна Рой и Эльвира Викторовна Шохирева.

Нагрузка была огромная: принять, обработать, провести правовую экспертизу документов, внести сведения в реестр, подготовить и выдать свидетельства на право собственности. Трудились по 12 часов, нередко прихватывая работу на дом. Вначале приходилось не просто работать, практически все требовали особого отношения, каких-то преференций.

С 1999 года штат сотрудников постепенно пополнялся новыми кадрами.

- Так вот почему возле «недвижимости», как называли ваш офис в народе, постоянно выстраивались очереди.

- Из года в год количество заявлений на государственную регистрацию прав увеличивалось, не всегда штатная численность отдела позволяла принимать всех желающих подать документы на государственную регистрацию. При этом замечу, наш отдел обрабатывал три крупных муниципальных района Приморского края.

Конечно, мне, как руководителю, доставалось, приходилось выкручиваться, по максимуму задействуя имеющиеся ресурсы. Трудности преодолевали на волне энтузиазма, отлично осознавая свою ответственность (упаси бог сделать ошибку при внесении записи в реестр!). Ежедневно принимали более 100 человек. Показатели по уссурийскому отделу были одними из самых высоких во всем Приморье, практически на уровне Владивостока. Так что при ежегодном подведении итогов мы неизменно оказывались в пятерке лучших.

Из-за огромной нагрузки просьбы о расширении штата сотрудников руководство все-таки принимало к рассмотрению. Нам везло, до 2005 года удалось создать дружный, работоспособный коллектив, большинство имели юридическое образование, а если нет - стремились его получить, обучаясь заочно.

В конце 1999 года к нам пришли Оксана Валерьевна Яхно, Светлана Васильевна Эннс, Венера Назибовна Якубенко (до сих пор в строю, сейчас занимает менее беспокойный, но не менее важный пост - ведает архивом). Многие из тех, кто приходил и по каким-то причинам уходил, прошли хорошую школу от рядового до высококвалифицированного специалиста в области оформления недвижимости.

- Нина Николаевна, по каким качествам вы отбирали сотрудников?

- Помимо наличия юридического образования (или готовности его получить), обращала внимание на тягу претендента к саморазвитию, готовности учиться новому. Без усидчивости и терпения, настойчивости и скрупулезности в деле регистрации прав тоже не обойтись.

У нас постоянно проводились занятия, выездные и на местах. Более опытные коллеги в отделе стремились поделиться с начинающими собственными знаниями федерального законодательства (оно постоянно менялось) и наработками. В той напряженной обстановке мы постоянно пополняли практические навыки ведения ЕГРП (Единого государственного
реестра прав).

- Поток желающих попасть на прием к регистраторам всегда оставался огромным или все-таки уменьшался?

- Куда там! Несмотря на то что приватизация грянула в 1992 году, люди осознали ее преимущества далеко не сразу. С 2000 года приватизация жилых помещений составляла 80% от количества принятых заявлений на регистрацию прав, а ведь еще были наследование, сделки по отчуждению имущества, в определенные периоды набирало обороты ипотечное кредитование, долевое строительство жилья, оформление документов по «дачной амнистии» и др.

- Выходит, и сегодня нагрузка у ваших коллег велика?

- Так и есть. Несмотря на прием заявителей в многофункциональных центрах, работы у регистраторов не стало меньше, даже добавилось. Тогда как их состав остался примерно на прежнем уровне, а где-то и сократился.

В свое время мне приходилось бороться за каждую штатную единицу и с гордостью могу сказать: пока руководила отделом, ни один сотрудник не ушел от нас по сокращению. К сожалению, времена меняются, и по объективным причинам начался отток регистраторов. Люди просто-напросто не выдерживали бешеной нагрузки, как физической, так и эмоциональной.

- Руководителю, наверное, тоже приходилось несладко.

- Конечно, огромное напряжение давало о себе знать. Лично у меня здоровья хватило на 10 лет. Прощалась с отделом с огромным сожалением, меня очень тепло провожали. По сей день общаюсь с коллегами и с теми, кто по разным причинам когда-то от нас ушел (никто, впрочем, не потерялся, нашли себя в адвокатуре, в сфере недвижимости и т.д.).

Очень хочу пожелать в юбилейный для нас год всего самого хорошего тем, кто связан с процессом регистрации прав собственности на объекты недвижимости. Это работа очень важная и нужная, требует государственного подхода. Успехов вам, коллеги, а еще здоровья и благополучия!

Ольга ДИЗЕНДОРФ.
Фото из архива Н. Власовой.

Поделитесь ...