Печать

По развитию сельского хозяйства наш край занимает в ДВФО второе место, уступая первенство лишь Амурской области. В нынешнем году аграрии Приморья в качестве государственной поддержки получат около 2,8 млрд рублей. Сумма солидная, но насколько эффективны такие вложения? Своими соображениями на этот счет поделился директор ООО «Пуциловское» Вячеслав Виноградов.

- Финансовая господдержка сельхозпроизводителей существует во всех развитых странах, - подчеркнул Вячеслав Владимирович. - Однако условия ее предоставления везде разные. У нас субсидию при желании может получить любой фермер, выполнивший ряд требований. Приехал в краевую администрацию с пакетом документов, получил денежки. Сколько потом вырастил продукции, сколько реализовал, какую сумму перечислил в виде налогов, никого не интересует. Зачастую выходит, что выделенные средства потратил, а выхлопа нет.

- По-вашему, поддерживать надо только крепкие хозяйства?

- Вовсе нет. Просто субсидирование давно пора перевести на новый уровень, сделать более избирательным, с прицелом на максимальную отдачу. Да и требования надо выдвигать такие, чтобы они мотивировали сельхозпроизводителей.

Помните, как это было с соей? Лет 25 назад в Приморье никто не хотел ею заниматься. Но активное финансирование заявленной государством программы решило проблему, хотя без перекосов не обошлось. Наши сельхозпроизводители настолько увлеклись бобовой культурой, что перестали придерживаться севооборота. Такая беспечность аукнулась накоплением в почве болезней и вредителей. Ошибки были учтены. В Приморье теперь поддерживается и производство ранних зерновых, но о рынках сбыта голова по-прежнему болит только у местных фермеров. Субсидируя железнодорожные тарифы на перевозку пшеницы, ячменя и овса из Алтайского края, государство вставляет палки в колеса нашим аграриям. Огромные партии ранних зерновых, прибывшие оттуда, не первый год обрушивают приморские цены.

В своем хозяйстве мы занимаемся в основном элитным семеноводством картофеля, под который отведено 75 гектаров. Это очень затратное направление, расходы на каждый гектар составляют до 250 тыс. рублей. В целях севооборота 300-310 гектаров у нас ежегодно занимают ранние зерновые. Без них, как понимаете, не обойтись. Но ячмень на реализацию мы вынуждены возить в соседний район, за 156 километров. Найти поближе покупателя не удается. Дополнительные расходы без учета погрузки-выгрузки составляют с килограмма один рубль на километр. Да и с картофелем не все так просто. Помните катастрофическое наводнение в Хабаровском крае? Клиентов оттуда мы так и не дождались. Местные прилавки оказались завалены продукцией из Сибири, хлынувшей в пострадавшие районы после снижения государством тарифов на транспортировку.

- Что надо сделать для решения проблемы?

- Подтолкнуть аграриев к взаимовыгодному сотрудничеству, воспользовавшись опытом передовых стран. Причем начало такому процессу должно положить государство. Пока, к сожалению, площадок для выстраивания связей между производителями нет ни в нашем краевом департаменте сельского хозяйства и продовольствия, ни вообще в России.

- У кого стоит поучиться?

- У голландцев. Они переняли у нас самое лучшее - советскую систему планирования. В Нидерландах, где мне довелось побывать, точно знают, сколько в стране животноводческих ферм и складов для хранения собранного урожая, какое количество кормов требуется скоту и т.д. Причем гарантом взаимовыгодных соглашений выступает их министерство экономики, сельского хозяйства и инноваций. Больше всего поразило, что, заключив традиционные договоры, местные аграрии уже в начале года знают, по какой цене продадут будущий урожай. При этом стоимость килограмма зерна остается стабильной на протяжении многих лет, потому что субсидируется государством. Литр молока у них стоит 50 евроцентов, то есть 35(!) рублей в пересчете на наши деньги.

Машина с овсом прямо с поля отправляется в животноводческое хозяйство. В Нидерландах не существует и проблемы с хранением навоза. Местные растениеводы не только забирают его бесплатно, им еще и приплачивают за утилизацию. А ведь для хранения коровяка необходимо оборудовать бетонную площадку, навес с защитой от воды, санитарную зону вокруг и многое другое. Кроме того, навоз надо ворошить и увлажнять, чтобы не загорелся и быстрее перепревал. Кстати, в Голландии большую популярность набирают биогазовые установки, производящие метан из обычного коровяка. Нам о таком и мечтать не приходится, этот агрегат пока не по карману даже крупному предприятию.

В Приморье сейчас щедро раздаются гранты «Семейная ферма». Но будущие животноводы плохо представляют, с какими проблемами столкнутся.

Ситуация, думаю, может измениться, если в органы власти, в том числе на законодательном уровне, придут настоящие аграрии, обладающие опытом работы на земле.

Елена АБРАМОВА.
Фото автора.

Кстати

По информации краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия, в АПК края сейчас работают 536 предприятий, 947 фермерских хозяйств, 183 тысячи приморцев трудятся в личных подсобных хозяйствах. В прошлом году общий объем сельскохозяйственной продукции, выпущенной в Приморье, увеличился на 13,8%, составив в денежном эквиваленте около 50 миллиардов рублей. Наши аграрии собрали рекордный урожай сои - более 380 тонн, животноводы произвели 70 тысяч тонн мяса, 130 тысяч тонн молока, более 300 млн штук яиц, пчеловоды накачали около пяти тысяч тонн меда. В приоритете по-прежнему остаются выращивание сои, кукурузы, картофеля, овощей, развитие животноводства.

Поделитесь ...

Просмотров: 2553